Зачем Украине экологический мониторинг

Украина, как ни странно, при всем своем разрушении и упадке промышленности, практической потере статуса промышленного государства, закрытии промпредприятий и переходе в статус области добычи полезных ископаемых, занимает первые места в рейтингах стран по уровню промышленного загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами в Европе. И это даже с учетом того, что в стране отсутствует эффективная система учета выбросов. А теми данным, что хоть как то получают экологи, часто манипулируют. Установление современных методов мониторинга позволит оценить реальное влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье людей, конструктивно рассчитать модернизационные планы для предприятий и избежать манипуляций при уплате экологического налога.

Создание системы онлайн-мониторинга — это приоритет государственной политики согласно указу президента Украины от 23 марта 2021 года «О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в экологической сфере и первоочередных мерах по их нейтрализации». Кабмин на протяжении шести месяцев (до 23 сентября 2021 года) должен подать на рассмотрение Верховной Рады соответствующие законопроекты. В парламенте уже зарегистрирован проект закона №4167 «О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности», который закладывает основы для урегулирования этих процессов. Ниже мы опишем более технически, как должен работать мониторинг в Украине, чтобы решать проблемы промышленного загрязнения.

Почему нам нужен современный мониторинг выбросов в атмосферу?
По данным ВОЗ, смертность от загрязнения воздуха в Украине одна из самых высоких в мире и достигает 120 смертей на 100 тысяч населения в год. Исследователи Centre for Research on Energy and Clean Air констатировали, что в феврале 2020 года Украина заняла 4-е место в мире по уровню экономических потерь от загрязнения атмосферного воздуха, уступая лишь Китаю, Болгарии и Венгрии. Согласно их оценке, в 2018 году Украина потеряла 5,8% ВВП из-за заболеваемости и смертности, вызванных токсическим загрязнением воздуха.

В том числе из-за воздуха, который мы вдыхаем ежедневно, украинцы живут в среднем всего лишь 66 лет. Для примера, шведы живут в среднем 80 лет, а соседи-поляки — 74 года.

Согласно данным Госстата, на стационарные источники — крупные энергетические и промышленные установки — приходится свыше 60% валовых выбросов в воздух загрязняющих веществ. Основными среди них (как по объемам образования, так и по влиянию на здоровье) являются диоксид серы (SO2), оксиды азота (NOх), взвешенные частицы (PM2.5, PM10), угарный газ (CO) и летучие органические соединения.

Практически во всех странах для информирования общественности об уровне загрязнения воздух используется Индекс качества воздуха (AQI). Это данные, которые вы можете увидеть в сети чатботов, информирующих о качестве воздуха в вашем районе. Он использует информацию о средних локальных концентрациях загрязняющих веществ, полученную от сетей сенсоров и данных спутниковых наблюдений, но он не контролирует и не отражает выбросы от промышленников-загрязнителей и не передает их контролирующим органам. Его данные не релевантны для того, чтобы установить и устранить причину выбросов и привлечь нарушителей к ответственности. Фоновый мониторинг качества воздуха может лишь помочь оценить влияние на население в определенный период времени. А для реального контроля и уменьшения выбросов в атмосферный воздух необходим мониторинг на трубе.

Мониторинг на трубе: как это работает?

Украина еще с 2017 года согласно взятым на себя международным обязательствам должна была разработать и имплементировать законодательство о контроле и ограничении выбросов загрязняющих веществ и качестве атмосферного воздуха. Но делает это лишь сегодня.

Мониторинг стационарного источника выбросов в воздух — это сбор данных об объемных концентрациях загрязняющих веществ и некоторых технологических параметрах (например, для сжигающей установки это объем дымовых газов в метрах кубических за минуту) для проверки соблюдения технических стандартов и норм законодательства. Определяющими для такого мониторинга являются.

Рабочие показатели — параметры, измеряемые для отслеживания соответствия применяемым ограничениям выбросов или условиям технического стандарта. Они могут включать прямые измерения концентрации загрязняющих веществ, косвенные измерения через связанные физические величины, параметры режима эксплуатации установки, показатели эффективности работы очистного оборудования.

Методы измерения, включающие тип измерительной техники, ее расположение, технические характеристики, процедуру проверки точности, а также меры обеспечения и контроля качества. Они предусматривают применение следующих систем:
— беспрерывного мониторинга выбросов (continuous emission monitoring systems, CEMS);
— беспрерывного оптического мониторинга (continuous opacity monitoring systems, COMS);
— беспрерывного параметрического мониторинга (continuous parametric monitoring systems, CPMS).

Частота мониторинга — количество точек данных, которые получают и записывают за определенный интервал времени. Она может варьироваться, но обеспечивает постоянный поток данных о рабочих показателях для оперативного анализа.
Время усреднения, используемое для проверки надлежащей работы установки и соответствия ограничениям или техническим стандартам. Примеры времени усреднения включают 3-часовое среднее значение, 30-дневную среднюю величину выбросов, среднесуточное значение.
Протоколы передачи данных мониторинга, их формат, методы верификации и защиты определяются соответствующими техническими регламентами, которые разрабатывают ответственные учреждения и утверждает государство.

Как это регулируется в Европе?

Директива 2010/75/ЕС (работает в ЕС с 2011 года) содержит требования о мониторинге выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (мониторинг на трубе), а Директива 2008/50/ЕС — о фоновом мониторинге концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Очевидно, что сбор данных и контроль источников выбросов являются первыми шагами для наведения порядка с промышленным загрязнением воздуха, сокращающим годы жизни многим украинцам. Кроме соблюдения требований этих директив, согласно Регламенту ЕС 166/2006 все государства — члены Евросоюза (а со временем и договорные стороны Энергетического сообщества) обязаны подавать итоговые отчетные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу в Европейский реестр выбросов и переноса загрязнителей (E-PRTR), предназначенный для сбора экологической информации об основных видах промышленной деятельности.

Как это работает в Украине?

На ряде предприятий современные технические средства для мониторинга уже есть, но эти данные отсутствуют у контролирующих органов и органов власти, формирующих политику в этой сфере. Как следствие, нет контроля над выбросами, бюджет недополучает экологический налог, заболеваемость населения от загрязнения атмосферного воздуха высокая, и никто за это не несет ответственности.

На сегодняшний день абсолютно все крупные промышленные установки, в том числе энергетические, оборудованы автоматизированной системой управления технологическими процессами (АСУ ТП) или даже программно-аппаратными комплексами (SCADA), которые собирают и обрабатывают различные технические данные в режиме реального времени. Установка автоматизированного мониторингового оборудования (СEMS, COMS, CPMS) не является чем-то принципиально новым, с технической точки зрения.

В частности, оборудование СEMS, измеряющее концентрацию взвешенных частиц в исходящих дымовых газах, установлено на Дарницкой ТЭЦ в Киеве. Недавно с его работой ознакомился мэр города Виталий Кличко в ходе визита на предприятие. Строительство электрофильтра было предусмотрено программой технических мероприятий по повышению экологической безопасности (которая вызвала значительное беспокойство общественности и критику власти со стороны экологических организаций) предприятия за собственные инвестиционные средства, представленной ООО «Еврореконструкция» в сентябре 2016 года. Подобные системы мониторинга также есть на некоторых теплогенерирующих установках группы компаний ДТЭК. Онлайн-мониторинг также был установлен на металлургическом комбинате «Запорожсталь» в 2016 году при экологической модернизации аглофабрики.

Сейчас Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов не имеет возможности собирать и анализировать данные оперативного мониторинга. Часто загрязнители этим злоупотребляют, ведь для экономии электроэнергии и затратных материалов очистные системы можно выключить ночью, не привлекая всеобщего внимания, и увеличить выбросы в несколько раз, что часто фиксируют жители промышленных регионов.

Практика беспрерывного мониторинга выбросов основных загрязняющих веществ из стационарных источников, таких как ТЭС, ТЭЦ и крупные промышленные установки, в странах ЕС насчитывает десятки лет. Она стала основой эффективного государственного регулирования в этой сфере, ведь скрыть и/или подделать данные с автоматизированного оборудования, сертифицированного по международным стандартам и подключенного к государственной системе мониторинга, практически невозможно. Надежный мониторинг, выполненный согласно современным нормам и практикам, является необходимым условием повышения экологической безопасности в Украине, поэтому его неотложное внедрение должно быть приоритетом и для парламента, и для правительства, и для местной власти.

Открытость и передача данных о наиболее опасных веществах, высвобождаемых установкой, решили бы ряд неотложных проблем, в частности о принятии качественных решений органом, формирующим политику в этой сфере на основе анализа реальных данных, обеспечили бы доступ общественности к экологической информации. При этом бы государство выполнило ряд международных обязательств и преодолело еще одну ступеньку на пути внедрения европейских требований и стандартов в сфере окружающей среды, а также обеспечило бизнесу прозрачные условия деятельности по природоохранным мерам.

 

Головний редактор Марина Жуковіна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *