Корректировка эконалога прошла впустую

Прошедшая корректировка (читай перераспределение) средств бюджета от поступлений в сзачет экологического налога с предприятий не принесла желаемого эффекта. Как минимум, городу Мариуполю. Остались все те же 25% и нардепы никак не предусмотрели каких-либо вариантов взаиморасчетов за проведенную модернизацию производства.

Корректировкой закона о Госбюджете-2020 украинский парламент внес также изменения в распределение экологического налога между бюджетами всех уровней на территории Донецкой и Луганской областей. Новая формула могла бы восстановить справедливость в отношении местных громад, где непосредственно работают предприятия-налогоплательщики. Но, увы, этого не произошло. Центральный бюджет поделился доходами, но не с городами.

Казалось бы, логика взимания экологического налога проста и понятна: где есть промышленное производство и отходы, есть воздействие на окружающую среду, там должны и платить. Чтобы местные территориальные громады, получив эти деньги в своих бюджетах, смогли направить их на восстановление природы. Такой логики придерживаются в большинстве промышленно развитых стран, но, увы, пока не в Украине.

Как было?

Порядок регламентируется Налоговым кодексом Украины (НКУ). С начала этого года, как и ранее, экологические платежи распределялись в соотношении:

* 45% – в общий фонд государственного бюджета Украины (кроме экологического налога, взимаемого за выбросы двуокиси углерода и за образование радиоактивных отходов, который зачисляется в полном объеме);

* 55% – в специальный фонд местных бюджетов, в том числе –

25% – городских, поселковых, сельских и бюджетов объединенных территориальных громад;

30% – областных и бюджета Автономной Республики Крым;

55% – бюджетов городов Киева и Севастополя.

Такой порядок взимания экологического налога остается до 1 мая 2020 года.

Что поменяли?

Законом о внесении изменений в Госбюджет-2020 установлено, что с 1 мая по 31 декабря 2020 года в качестве исключения из НКУ экологический налог на территории Донецкой и Луганской областей (кроме того, что взимается за радиоактивные отходы и зачисляется в специальный фонд госбюджета в полном объеме) распределяется в такой пропорции:

* 20% – в общий фонд госбюджета;

* 80% – в специальный фонд местных бюджетов Донецкой и Луганской областей, в том числе –

25% – городских, поселковых, сельских и бюджетов объединенных территориальных громад;

55% – областных бюджетов.

То есть фактически законодатель вернул формулу, которая действовала до декабря 2014 года, и заставил центральный бюджет поделиться частью поступлений от экологического налога с областными бюджетами двух регионов. Что касается местных громад городов, поселков и сел, где непосредственно работают предприятия, то для них как было 25% зачислений, так и есть – ничего не изменилось.

В чем перекос?

В своем комментарии для «Приазовского рабочего» народный депутат Украины Сергей Магера рассказал, что Комитет по вопросам экологической политики и природопользования Верховной Рады предлагал совершенно иной вариант перераспределения экологического налога – в пользу местных громад.

«Принятые парламентским монобольшинством пропорции – это абсолютный перекос, идущий вразрез с практически единодушным мнением членов профильного комитета. Мы постоянно настаивали на том, чтобы переформатировать зачисления экологического налога в пользу местных бюджетов городов, поселков и сел, где работают предприятия-налогоплательщики, но никак не областей. К сожалению, практика прошлых лет показывает, что в областных бюджетах экологические средства распыляются по разным направлениям и дают не тот эффект, который могут дать, если эти деньги будут сконцентрированы у местных громад», – отметил народный депутат.

Такой же позиции придерживается Ваагн Мнацаканян, начальник управления по вопросам экологии, энергоменеджмента и охраны труда Мариупольского городского совета. В подтверждение своих слов он привел цифры: мариупольские предприятия за последние восемь лет перечислили в экологический фонд Донецкой области 240 млн гривен, из них более 97% – это платежи металлургических комбинатов имени Ильича и «Азовсталь» Группы Метинвест. За этот же период из областного фонда вернулись в Мариуполь в виде субвенций и реализованных экологических проектов города всего 80 млн гривен – около трети от уплаченной суммы. А 160 млн гривен «разошлись» где-то по другим направлениям.

В этом году муниципалитет обратился к области за поддержкой по ряду проектов, в частности: реконструкции парковых зон, морских набережных, системы очистки ливневых стоков – но пока решение не принято. Вот уже третий год город ожидает положительного ответа на вопрос приобретения порядка 800 пластиковых мусорных контейнеров за счет областного экологического финансирования. На данный момент получено лишь предварительное подтверждение.

«Мы неоднократно выходили с инициативой, чтобы от 80% до 100% экологического налога оставлять местным громадам. Эти средства могут быть направлены исключительно на природо-

охранные цели – реконструкцию канализационных сетей, станции биологической очистки стоков, развитие системы мониторинга, установку фильтрующего оборудования на генерирующие мощности теплосети и многие другие проекты. При такой пропорции распределения экологических платежей их эффект для природной среды и громады был бы намного более высоким, чем сейчас», – считает начальник управления.

Сколько заплатили?

В бюджеты всех уровней – государственный, областной и городской – мариупольские предприятия Группы Метинвест в 2019 году перечислили порядка 245,5 млн грн экологического налога, что на 75,4 млн грн больше, чем годом ранее. В экологические проекты в нашем городе только за прошлый год холдинг инвестировал 3,7 млрд грн.

Всего на мариупольских предприятиях Группы Метинвест было запланировано 70 мероприятий по улучшению экологической ситуации в городе, из которых 13 уже выполнено, 34 в стадии реализации и 23 в ближайшей перспективе.

В частности, на металлургическом комбинате имени Ильича завершили реконструкцию газоочистной установки конвертера №3. Идет реконструкция газоочисток литейных дворов и бункерной эстакады доменной печи №3. Продолжаются работы по строительству аспирационной установки миксерного отделения. На завершающей стадии выполнение самого масштабного проекта – модернизация газоочисток аглофабрики.

На меткомбинате «Азовсталь» введена в эксплуатацию после реконструкции аспирационная установка для дробилки ферросплавов, завершен монтаж новой газоочистки отделения десульфурации чугуна, где уже подключены дымососы и выполняются пусконаладочные работы. Выполнена реконструкция системы аспирации установок печь-ковш №1 и №2. Уже сейчас новые пылегазоочистные установки обеспечивают содержание пыли в выбросах после очистки в рукавных фильтрах не более 20 мг на метр кубический. В активной фазе строительные работы системы аспирации миксерного отделения конвертерного цеха. Завершено строительство насосной станции очищенной оборотной воды для охлаждения доменной печи №3 – это часть масштабной реконструкции печи, и теперь домна охлаждается без использования морской воды. Кроме этого, выполнена реконструкция системы аспирации литейного двора и подбункерных помещений доменной печи №3. Выведена из эксплуатации доменная печь №5.

То есть экономическому кризису вопреки, мариупольские металлурги выполняют взятые на себя обязательства и перечисляют ежегодно сотни миллионов гривен экологического налога. Но закон оставляет Мариуполю только четверть этих средств. Наши предприятия вкладывают миллиардные инвестиции в экологические проекты модернизации производства. Но процесс мог быть еще активнее, если бы в Украине, как в большинстве стран европейского сообщества, действовали стимулы для бизнеса.

Где стимулы?

Так уж повелось, что в Украине экологический налог рассматривается на упрощенном уровне – как фискальный инструмент и только. В то же время мировая практика успешных стран показывает, что внедрение стимулирующих инструментов и рыночных механизмов в экологической политике дают больший эффект как для природы, так и для экономики. И дело здесь не в перераспределении налога, а в акценте на модернизацию производства. Потому что на самом деле не налоги, а новое оборудование уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.

Чтобы стимулировать бизнес к модернизации, в ряде стран величина экологических платежей снижается адекватно выполненным природо­охранным мероприятиям. Так, например, в Великобритании в отношении энергоемких отраслей промышленности правительство разрешило снизить налог на 80% при условии принятия и выполнения обязательств по сведению энергозатрат к минимальным в течение десяти лет.

Стимулирующие инструменты применялись и в Украине. Так, с 1999 по 2003 год в нашей стране действовал закон об экономическом эксперименте в горно-металлургическом комплексе, согласно которому предприятия, в том числе мариупольские металлургические комбинаты, получили ряд преференций в налогообложении, чтобы аккумулировать необходимые средства для модернизации. В рамках эксперимента действовали льготы и по экологическому налогу: практически в полном объеме он оставался на предприятиях. Потом все отыграли назад: государству в очередной раз потребовалось латать дыры в бюджете за счет нецелевого использования экологических средств.

Новую модель стимулирования бизнеса попробовали было внедрить в июле 2019 года, еще в прошлом созыве парламента, где появился соответствующий законопроект, но он так и не был принят. А речь шла о том, чтобы до 70% начисленного экологического налога автоматически возмещалось предприятиям, выполняющим проекты модернизации производства, но только после того, как профильное министерство защиты окружающей среды проведет экспертизу и подтвердит полученный эффект.

Сегодня в Украине актуальность подобного подхода, который применяется в ряде европейских стран, еще более злободневна, чем когда бы то ни было. Но, увы, пока без перемен. Как предприятия-налогоплательщики, так и города, где они работают, остаются при своих интересах.

А дело за малым: логикой и здравым смыслом экологических платежей.

Головний редактор Марина Жуковіна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *