Как Украине может навредить запрет на 5 лет раньше, чем в Европе, дизельных авто

Украина заявила амбициозные планы перехода на электроавтомобили. На 5 лет раньше, чем в Европе, запретят дизельные авто и затем авто с ДВС. Когда видишь оценку убытков от таких экологичных новшеств, хочется присвоить им характеристику — популистские. Давайте глянем, почему и сколько такие «движухи» принесут убытки. Мы даже не будем миндальничать со словооборотом «могут принести убытки». Принесут.

Украина планирует с 2027 года запретить ввоз и первую регистрацию подержанных дизельных автомобилей, а с 2030-го распространить ограничение на все авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) – новые «дизели», а также подержанные и новые бензиновые машины. Запрет первой регистрации – то есть, фактически, купли-продажи новых авто – будет касаться и транспорта с ДВС, произведенного в Украине.

Такие нормы прописаны в законопроекте Министерства инфраструктуры (МИУ), который был опубликован 9 июля. Примечательно, что в этот же день СМИ стало известно о плане Евросоюза по снижению вредных выбросов. Он оказался менее амбициозным, чем украинский – в ЕС хотят ввести фактический запрет на реализацию новых бензиновых и дизельных авто лишь в 2035 году (концепция плана была официально обнародована 14 июля).

Среди опрошенных журналистами экспертов нашлись как сторонники, так и противники инициативы – первые заявляют, что запрет на импорт б/у автомобилей с ДВС поможет предотвратить их массовый ввоз в страну, который в ином случае будет неизбежным из-за отказа от таких авто в Европе. Дело в том, что переход на электротранспорт планируют не только европейские власти, но уже начинают осуществлять сами производители машин.

Согласно другой точке зрения, внедрение запрета не поможет Украине быстрее перейти на экологические машины. Этому помешает как низкий покупательский спрос, так и, вероятно, недостаточное предложение – иностранные компании, считают эксперты, не будут заинтересованы в экспорте электромобилей на отечественный рынок или их производстве в Украине.

Почему запрет ДВС – правильная мера

В МИУ признают наличие препятствий к достижению амбициозной цели. Среди них значится отсутствие в Украине развитой электромобильной инфраструктуры, в том числе сети электрозарядных станций. В ведомстве также опасаются, что до установления запрета в страну завезут множество б/у машин с ДВС, чтобы продавать их после 2030 года.

Проект закона не предполагает запрет на пользование уже завезенными в Украину авто с ДВС. Ограничения также не будут касаться транспортных средств, которые передаются в наследство, покупаются для нужд армии и фермерских хозяйств – если последние не будут использовать их на дорогах общего пользования. Также завозить в страну можно будет раритеты старше 1981 года.

Вице-президент украинского подразделения Европейской электромобильной ассоциации (AVERE) Владислав Притоманов на эти опасения отвечает, что в Украину так или иначе хлынут подержанные легковушки, ставшие ненужными в ЕС. Он указывает, что к 2035 году «большая часть Европы», включая Германию и Францию, полностью откажется от использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

«К этому идут и все мировые производители – каждая крупная компания к 2030-му или 2035 году либо полностью откажется от линеек автомобилей с ДВС, или доведет общий уровень производства электрических машин до 75%. Соответственно, все старье, которое останется в Европе, поедет в те страны, где нет запрета на импорт и где нет стратегии перехода на электротранспорт», – считает Притоманов.

С другой стороны, благодаря развитию рынка электромобилей снизится и их стоимость, которая сейчас намного выше, чем у авто, ездящих на ископаемом топливе. Это, очевидно, не стимулирует украинцев пересаживаться на электрические ТС. Так, японский Nissan в этом году запустил в Украине официальные продажи своей модели Leaf, одного из самых популярных е-мобилей, с ценами от 976 тыс. грн.

По оценкам Притоманова, уже в течение этого года новый Leaf подешевеет приблизительно на 20%. При этом в скором будущем на рынке появятся электромобили, чья цена будет ниже, чем у этой модели.

«Китайские компании уже выпускают бюджетные электромобили с ценой от $5 тыс., объявили о таких планах и в Renault. Поэтому электрических автомобилей для массового потребления в ценовой категории до $15-18 тыс. будет больше», – прогнозирует Притоманов.

Способствовать снижению цены на электромобили будет и освобождение их от налога на добавленную стоимость при ввозе в Украину. Соответствующую меру Верховная Рада одобрила 15 июля – она будет действовать до 2031 года.

Когда в Украине большинство машин станут электрическими

Критики инициативы уверены, что даже низкая цена не поспособствует быстрому переходу Украины на экологические виды транспорта. Проблема – в слишком низком спросе на новые авто.

Как напоминает заместитель председателя научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, украинцы покупают около 100 тыс. автомобилей в год – учитывая, что на учете МВД в октябре прошлого года состояло 13,76 млн ТС (из них 1,34 млн принадлежали юрлицам), на полную замену нынешнего автопарка электрическими машинами уйдет до 140 лет.

Все это время, в случае внедрения инициативы МИУ, указывает Рябцев, в Украине, помимо электромобилей, будут доступны только авто старше 2030 года. При этом украинский дизельный и бензиновый автопарк, как отмечали в самом министерстве, в целом намного старше европейского – 43% машин были выпущены в 1999 году или раньше. Что касается авто в собственности юрлиц, то они в целом даже старше – 51%, или 741 тыс., из них старше 1999 года.

Это, в свою очередь, является одной из основных причин высокого уровня загрязнения в украинских городах, с которым хотят бороться в министерстве.

Будут ли производить электромобили в Украине

Между тем даже к новым авто с ДВС в Украине не применяются регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах экологические нормы Евро-6, утвержденные в ЕС еще в 2015 году. С того времени экостандарты в Европе стали еще более жесткими, указал UBR.ua руководитель проекта «Авто 24» Сергей Матусяк.

Однако, по его мнению, это – не единственная причина нереалистичности законопроекта МИУ. Главная состоит в том, что иностранные производители, вероятно, не поспешат продавать новые, в том числе бюджетные, электромобили в Украину.

Как отмечает Матусяк, из-за «мизерных» объемов – даже указанная Рябцевым планка в 100 тыс. проданных новых авто в год уже давно не покорялась Украине, – отечественный рынок не является приоритетным экспортным направлением для европейцев.

«Часто новинки появляются в нашей стране примерно через год после премьеры в Европе. Так будет и с электромобилями – местные автопроизводители сначала будут насыщать рынок ЕС, а уж потом планировать экспорт. Поэтому Украине придется передвигать сроки перехода на электромобили еще не раз, как это было с нормами экологичности Евро», – констатирует Матусяк.

Расширить выбор для желающих приобрести электромобиль могли бы отечественные производители. Ранее Владислав Притоманов анонсировал UBR.ua, что в 2021-2022 годах европейские и китайские компании начнут переносить свое производство в нашу страну, в том числе в кооперации с местными заводами – об этом ведет переговоры в том числе и его ассоциация AVERE.

Среди преимуществ, которые иностранцы видят в Украине, – территориальная близость к ЕС и дешевая рабочая сила. Также может поспособствовать началу выпуска электрических авто отмена налога на прибыль для предприятий, которые производят как электромобили, так и комплектующие для них – ионно-литиевые батареи, зарядные устройства. Это послабление также недавно приняла Верховная Рада.

Сергей Матусяк соглашается, что освобождение от налога на прибыль может сыграть позитивную роль в привлечении иностранных производителей электрокаров. Европейские предприятия также могут рассматривать Украину в качестве производственной площадки из-за желания устранить зависимость от Китая.

Однако эксперт полагает, что сейчас есть основания говорить о начале производства в Украине комплектующих, но не самих электрических ТС – в том числе препятствовать последнему будут регуляторные акты, нацеленные на удешевление импорта электромобилей.

«Непонятно, зачем развивать производство электромобилей в стране, где пошлина и НДС при их импорте нулевая, а акциз – минимальный», – пояснил Матусяк.

720 тыс. грн. убытков в год – как повлияет законопроект на автоперевозчиков

В отличие от частных автомобилистов, коммерческие перевозчики так или иначе будут вынуждены закупать новый электрический транспорт из-за необходимости обновлять автопарк. По этой причине на первых порах они понесут значительные убытки, подсчитали в МИУ.

По расчетам, которые приводит ведомство, небольшой новый электробус, который могут использовать малые предприятия в сфере перевозок, в среднем стоит $30-35 тыс., что на $10 тыс. дороже, чем стоимость нового микроавтобуса, использующего бензин или ДТ. Цена большого электробуса составляет $60-70 тыс. по сравнению с $40-50 тыс., которые нужно заплатить за обычный автобус.

Учитывая ценовую разницу в $20 тыс., а также средний срок, в который крупные и средние предприятия заменяют свои автобусы на новые – по 1,3 машины в год, – в МИУ сделали вывод, что дополнительные ежегодные траты таких компаний на закупку электробусов составят 721 500 грн.

Благодаря гораздо более низким эксплуатационным затратам переход на электробусы все же будет выгодным, но – лишь в долгосрочной перспективе. Вложения в электробусы начнут окупаться только на 6 год.

По этой причине представители перевозчиков, которых при подготовке документа опрашивали в МИУ, отметили необходимость продления лицензии на деятельность компаний, которые будут покупать электробусы. Они указывают, что не дадут им возможность окупить покупку в первые 5 лет и доходы от перевозок из-за низких тарифов. Соответственно, предприятие не сможет за это время вернуть кредитные средства, за которые оно купит машину.

Однако в принципе позволить себе купить электробус могут далеко не все перевозчики, выразил мнение для опроса авторов законопроекта МИУ директор предприятия «Креминьавтотранс» – у малых и микропредприятий, которые не работают в крупных городах и не финансируются из местных бюджетов, на приобретение «электромаршрутки» средств точно не хватит.

Зачем все это?

В городах, где отсутствуют промышленные предприятия, на автомобильный транспорт приходится 90-95% всех вредных выбросов в атмосферу. В МИУ приводят в пример Киев, который, не имея на своей территории больших промышленных «загрязнителей», стабильно находится в первой десятке наиболее загрязненных городов мира.

С другой стороны, к внедрению «экологических» мероприятий, в том числе и в транспортной отрасли, Украину подталкивает Соглашение об ассоциации с ЕС, указали в пояснительной записке к проекту закона в МИУ, сославшись на директиву 2009/33/ЕС «О продвижении чистых и энергоэффективных транспортных средств автомобильного транспорта».

С этим согласен и президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, который отмечает, что Украина, при подписании Соглашения обязалась внедрять в отечественное законодательство все директивы Евросоюза.

Однако, как указывает Геннадий Рябцев, директив, которые бы предусматривали запрет на продажу авто с ДВС, ЕС еще не принимал – не прописаны они и в директиве 2009/33/, на которую ссылаются в МИУ.

Рябцев в целом крайне скептичен не только к перспективам Украины в деле отказа от ДВС, но и относительно аналогичных планов властей Европы. Для производства и утилизации литий-ионных батарей, поясняет эксперт, необходимо использовать те самые «грязные» виды топлива.

«Для того, чтобы заменить так называемые традиционные источники топлива, необходимо на порядок увеличить добычу рудных полезных ископаемых – кобальтовых, литиевых и всех остальных. Все это добывается открытым способом и сопряжено с огромным ущербом для окружающей среды – он не сравним с тем ущербом, который наносит использование того же природного газа», – аргументирует свою позицию Рябцев.

Головний редактор Марина Жуковіна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *