Если у Украины нет земли, рек и флота, то и экология не нужна?

Деятельность нардепов нынешней каденции по уничтожению глобальных активов Украины вызывает не только оторопь у обычных граждан, но и возмущение и непонимание в бизнес-кругах. По мнению руководителей и специалистов, занятых в сфере судопользования, логика дальнейших событий подсказывает, что если Украина лишается земли, рек, флота, то и экология ей «не нужна!

После продажи земли и передачи банковской системы в руки западных кураторов украинские парламентарии решили уничтожить собственный речной флот, отравить реки и организовать контрабанду на государственном уровне. Это следует из законопроекта «О внутреннем водном транспорте», принятом Радой в первом чтении.

Составители законопроекта делают вид, что озабочены развитием внутренних водных путей. В пояснительной записке указывается, что существующая нормативно-правовая база по данным вопросам «имеет фрагментарный характер и не направлена ​​на развитие отрасли»; наблюдаются износ шлюзов на Днепре (70 лет эксплуатации), нехватка речного флота, излишня нагрузка на автомобильные и железные дороги. Специалисты, однако, подвергли законопроект жесточайшей критике.

Алексей Вадатурский, гендиректор и владелец аграрной компании «Нибулон», имеющей собственный флот, назвал законопроект «неуважением к Украине и к людям, которые развивают речное судоходство». Если закон будет принят, его реализация приведёт к гибели украинского судостроения и быстрому ухудшению экологии.

Так, в законопроекте сказано, что «сброс с судов сточных вод разрешается в территориальном море, на других водных путях общего пользования, в акваториях морских портов без ограничений на ходу и при стоянке судов». Этим позволено заниматься и украинским, и иностранным судам. По словам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачёва, такая норма прямо противоречит директивам ЕС, запрещающим подобные сбросы и обязывающим сдавать их в специализированные приёмные пункты в портах. «Представьте себе, какие это будет иметь последствия для Днепра, бассейн которого является источником питьевой воды для 70% населения Украины, а на берегах находятся Киев, Днепр (Днепропетровск), Запорожье, Херсон и другие города, которые используют воду для бытовых нужд. Украина и так занимает 125 место в списке из 180 стран по количеству запасов питьевой воды на душу населения», – утверждает Горбачёв.

К слову, Украина на карте Европы отмечена как маловодная, поскольку её водные ресурсы из-за загрязнённости не пригодны к забору питьевой воды. За годы самостийности в стране исчезло более 10 тыс. водоёмов. Ежегодный сброс сточных вод предприятиями составляет 11 млрд. кубометров, в том числе 4,2 млрд. – загрязнённых. Теперь в этот «коктейль» хотят добавить судовую «химию».

Однако и этого составителям законопроекта мало. Они заявляют, что «путевые работы (эксплуатационное дноуглубление), осуществляющиеся на внутренних водных путях, не относятся к специальному водопользованию и не требуют получения разрешений на пользование недрами». Ассоциация судостроителей Украины («Укрсудпром») заявила, что это «попытка узаконить самовольное проведение дноуглубительных работ любыми субъектами без каких-либо экологических разрешений и оценок воздействия на окружающую среду… такие «новации» приведут к загрязнению берегов рек и уничтожению нерестилищ».

По данным государственной фискальной службы, только в 2018 г. было реализовано 2 млн. т неучтённого песка. Добыча песка без лицензии на Украине запрещена и считается уголовным преступлением. Учитывая стремительное обмеление рек и каналов, объём работ по дноуглублению колоссальный. Новая схема, придуманная законодателями, позволит фирмам получать из казны деньги не только за дноуглубление, но ещё и продавать песок. При себестоимости тонны до 30 грн. его продажная цена – 100-150 грн. Только в Киевской области рынок песка оценивается в 7-8 млн. т в год.

В итоге расхищение недр станет легальным бизнесом, берега рек начнут обваливаться, а на внутренний рынок Украины поступит радиоактивный песок из реки Припять, добытый в Чернобыльской зоне.

Ещё одна новация – добро на пополнение судовых припасов в режиме каботажа вне 12-мильной зоны флотом под любым флагом. «Укрсудпром» заявил по этому поводу, что иностранцы будут заправляться топливом и ввозить его, не уплачивая акцизный налог и НДС, что приведёт к масштабной контрабанде горючим. По данным украинских налоговиков, сегодня объём теневого рынка дизтоплива достигает 20%, а ежегодные потери госбюджета оцениваются в 10 млрд. грн. Алексей Вадатурский также подчёркивает, что подобная практика «создаст угрозу черного импорта оружия и возможность аварийных ситуаций на узких местах речных путей, в т. ч. на шлюзах».

«Укрсудпром» обращает внимание и на то, что проект закона позволяет судам под флагом любой страны мира (кроме России!) свободно заходить в украинские реки и осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе внутренние перевозки, что прямо противоречит международному законодательству.Ещё одна новация – добро на пополнение судовых припасов в режиме каботажа вне 12-мильной зоны флотом под любым флагом. «Укрсудпром» заявил по этому поводу, что иностранцы будут заправляться топливом и ввозить его, не уплачивая акцизный налог и НДС, что приведёт к масштабной контрабанде горючим. По данным украинских налоговиков, сегодня объём теневого рынка дизтоплива достигает 20%, а ежегодные потери госбюджета оцениваются в 10 млрд. грн. Алексей Вадатурский также подчёркивает, что подобная практика «создаст угрозу черного импорта оружия и возможность аварийных ситуаций на узких местах речных путей, в т. ч. на шлюзах».

«Укрсудпром» обращает внимание и на то, что проект закона позволяет судам под флагом любой страны мира (кроме России!) свободно заходить в украинские реки и осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе внутренние перевозки, что прямо противоречит международному законодательству.

Ассоциация «Реки Украины», в свою очередь, подчёркивает, что внутренние водные пути останутся без дополнительного финансирования за счёт портовых сборов, что противоречит действующему законодательству и приведёт к стагнации украинских портов.

Ещё большую обеспокоенность у специалистов вызывает то, что проектом закона предлагается создание специального фонда для финансирования отрасли, но источники его наполнения и сроки создания не определены. В итоге реки и гидросооружения могут остаться без денег.

Николай Горбачёв говорит, что в 2019 году на текущие ремонты и обслуживание шлюзов на каскаде ГЭС Днепра из необходимых и запланированных 124,3 млн. грн. было использовано только 22,7 млн. грн. Между тем шлюзы являются стратегическими объектами критической инфраструктуры. Любая авария может привести к разрушению каскада ГЭС, затоплению огромных территорий и гибели миллионов людей.

Эксперты убеждены, что законопроект исключает государственный надзор в сфере безопасности торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях. Список выявленных угроз настолько обширен, что может занять с десяток страниц.

Смысл начатой игры понятен: по рекам Украины должны ходить только иностранные (западные) суда без каких-либо ограничений, а избранным туземцам взамен будет позволено грабить недра страны.

Головний редактор Марина Жуковіна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *