Что не так с ДВС?

Двигатели внутреннего сгорания как основная тяговая автомобильная сила в сотни лошадиных рано или поздно должна была отжить свое. Однако не насильственным методом, а путем эволюционным, основанным на показаниях технологических и экономических. Не торопятся ли на западе изгнать ДВС в угоду электродвигателям?

Британские власти заявили, что в 2035 году вступит в силу запрет на продажу новых автомобилей с ДВС, включая некоторые гибриды. Ещё раньше свой срок назвала Франция – к 2040 году. Норвегия намерена запретить ДВС в 2025‑м, Германия и Дания – в 2030‑м.

То ли поддались обаянию Греты Тунберг, то ли у энергетиков сильное лобби. А может, министры и парламентарии ­просто плохо учили физику?

Одна неувязочка

Для приведения в движение электромобиля требуется такое же количество энергии, что и автомобиля. Чтобы получить эту энергию, всё равно надо что-то жечь. Две трети электричества в мире добывают, сжигая уголь, газ и нефть. Пропорция меняется в сторону увеличения доли возобновляемых источников (ВИЭ), но очень медленно. Если весь автопарк страны переводить на электротягу, так или иначе, придётся нарастить объёмы сжигаемого. Зловонные НПЗ при этом не исчезнут – воздушный, морской и военный транспорт без ДВС пока немыслим.

У французов ситуация особая – доля АЭС составляет 75%, поэтому они смело анонсировали отказ от угля к 2022 году. Но вообще Европа боязливо относится к АЭС: Италия, Австрия, Бельгия, Испания и Швейцария отказались от атомной энергетики. Германия закрыла две трети АЭС, скоро закроет остальные. На очереди Швеция и Голландия. Австрия запретила даже импорт энергии, выработанной на АЭС в других странах.

Ветряками и солнечными электростанциями полный отказ от ДВС не компенсировать: в Европе тесно для таких установок. Собственно, и ветряки уже признаны вредными для экологии – гибнут птицы и насекомые, землеройки сходят с ума от вибраций. Кроме того, поставки «чистой» энергии нестабильны, в Германии они могли бы обеспечить 35% потребности в электричестве, но на деле выходит только 17% – то ветра нет, то погода пасмурная.

Наконец, при передаче электричества на большие расстояния и различной её трансформации до 20% уходит на нагрев окружающей среды – нерешенная проблема. Рост выработки и потребления неминуемо приведёт к увеличению нагрева, а климат у нас и так вызывает опасения.

А почему, кстати, чиновники объявили анафему в первую очередь легковым автомобилям? Тотальную электрификацию разумнее начинать не с них, а с коммунальной и специальной техники, грузового и общественного транспорта. Переведите для начала на электротягу все такси, поливалки, мусоровозы и автобусы. Воздух станет намного чище!

Две гипотезы

Логику правительств понять трудно. Меры по спасению планеты сводятся почему-то к локальному очищению воздуха в одних местах за счёт увеличения загрязнения в других. Если быть точным: очищая мегаполисы, травят сельскую местность.

Однако уже в ближайшие годы Лондон, Париж, Рим, Берлин и Амстердам намереваются запретить въезд либо дизельных машин, либо любых машин с ДВС. А затем уже переходить всей ­страной на электротягу.

Эксперты подсказывают, что налогоплательщикам это влетит в копеечку. В Британии к имеющимся 15 тысячам зарядных устройств нужны дополнительно 45 миллионов установок. Пересадка граждан на электромобили потребует стимуляции в виде дотаций и налоговых льгот. Полтора миллиарда фунтов уже истрачены на одну только агитацию. Как-то придётся наладить утилизацию батарей в промышленных объёмах. Тем не менее, власти готовы на любые траты! Что же их так мотивировало? ­Неужели гражданский долг?

Самое простое предположение – лобби автозаводов, которые по понятным причинам заинтересованы в появлении новой группы массовых товаров. Или лобби энергетиков, обнаруживших, что в прошлом году потребление электричества в Евросоюзе неожиданно упало на два процента. Теоретически, им должно противостоять лобби нефтяников. Но если нефтяники знают, что получение электричества сжиганием газа будут наращивать, то им не о чем беспокоиться.

По одной из теорий конспирологов, истинная проблема не в загрязнении городов выхлопами, а в нехватке… воздуха. Об этом редко говорят экологи, а власти не афишируют, но втихаря проводят исследования. В 2014 году Институт физики атмосферы РАН опубликовал работу, посвящённую содержанию кислорода в Москве. В критические дни (обычно летом, в жару) доля O2 в воздухе падает до пугающего уровня, вызывающего гипоксию и прочие неприятности.

Есть и другие данные: норма в 21% в мегаполисах недостижима уже полвека, повседневный уровень составляет 17–19%. По этой причине таксисты спят на ходу, а горожане страдают мигренями и десятками валятся в обмороки в метро. А кислород в огромных количествах сейчас выжигают именно ДВС: на килограмм топлива требуется 14,7 килограмма окислителя.

Если так, то перенос сжигания «в деревню» и насыщение городов электромобилями – дело благое. Только оно никак не уменьшит загрязнение в целом по Великобритании, по Европе или по планете. А если мы хотим добиться именно чистоты, то снижать надо не сжигание углеводородов в городах, а расход электроэнергии. Везде.

Три подсказки

Достоинства и недостатки электромобилей обсуждены вдоль и поперёк. Основные минусы с точки зрения владельца: слишком долгая заправка и малый запас хода на одной заправке. Заявленные заводами пробеги в 300–350 км получены в лабораторных условиях. В реальных – втроём, зимой при включённых фарах, дворниках, печке и магнитоле – вы далеко не уедете. До работы и магазина, конечно, доберётесь. Если нет пробок, то и до дачи. В конце концов, среднесуточный пробег машин во всём мире не превышает 50–60 км. Но дальние путешествия на электрокаре станут мучением.

Несовершенство сегодняшних электромобилей заводам выгодно. Это позволит в дальнейшем долго соблазнять покупателей новыми моделями с чуть улучшенными параметрами (как это происходило и с ДВС-мобилями). Прорывных технологий, позволяющих резко снизить массу батарей или ускорить зарядку, в ближайшей перспективе не видно. Соору­жение «индуктивных дорог», обеспечивающих зарядку на ходу, – из области фантастики (по финансовым причинам).

А следующей проблемой, которой экологи озадачат политиков, будет растущий электромагнитный фон. Включённые электроприборы провоцируют в организме процессы, приводящие к сбоям в важнейших системах – например, иммунной и половой, чего многим хотелось бы избежать. Первичные симптомы ничем не лучше, чем при отравлении выхлопами и гипоксии: мигрень и бессонница, вялость и сонливость, психозы и депрессии. Врагу не пожелаешь сидеть два часа в день на аккумуляторе в окружении электромоторов!

Словом, у Греты Тунберг ещё очень много работы. Кстати, экологам на заметку: самый простой способ быстро спасти планету – отказаться от газировки! Двуокись углерода для газированных напитков (а также огнетушителей и нужд криохирургии) промышленно производят миллионами тонн, в том числе сжиганием природного газа. А переход с ДВС на электричество ­заметного эффекта не даст.

Головний редактор Марина Жуковіна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *