Аспекты: управление коллективом — как не ошибаться
Управлять коллективом не так уж и трудно, но как и в любом деле, в сфере управления персоналом также необходимы соответствующие навыки. Психологи выделяют несколько важнейших аспектов в управлении коллективом:
— Основная проблема коллектива – это соблюдение баланса единства общих целей и задач, стоящих перед персоналом, на фоне учета индивидуальности личности каждого члена коллектива. Приходится соблюдать тонкую грань, чтобы учитывать личные интересы работников не в ущерб целям и задачам всего коллектива.
— Любой наемный работник, не являющийся совладельцем организации, никогда не будет выкладываться на 100% своих возможностей. Именно поэтому необходим систематический контроль за рабочим процессом.
— Все люди разные, и к каждому сотруднику, в том числе и к подчиненному, нужен особый подход. Невозможно применять шаблоны при управлении, требуется постоянная корректировка способов руководства с учетом особенностей личности каждого подчиненного.
— В процессе управления коллективом не должно возникать чувства дискомфорта, исходящего со стороны подчиненного. Обида на подчиненного?.. Вспомните, кто здесь главный, и срочно восстановите статус кво.
— Работа руководителя заключается в том, чтобы избавить себя от работы.
— Управление коллективом – это организация работы подчиненных путем постановки задач и контроля за их исполнением.
— Не стоит выполнять работу, которую должны делать подчиненные.
— Ни одна задача никогда не будет выполнено именно так, как вы хотите. Поэтому так важно очень четко и достаточно ясно ставить задачи перед подчиненными.
— В глазах третьих лиц подчиненные должны выглядеть в лучшем свете и ощущать защиту перед третьими лицами со стороны руководителя. Сначала следует разобраться с претензией к сотруднику, возникшей со стороны клиентов, других коллег, иных лиц, и лишь затем принимать соответствующие меры. Замечания к работе сотрудников следует высказывать наедине, если это конечно возможно с учетом специфики работы.
— Никогда не стоит отчитываться либо объясняться перед подчиненными. Лучшим способом выхода из подобной ситуации будет “контр-наезд” на его недочеты в работе.
— Не стоит любезничать с подчиненными. Подчиненный – это не друг, а коллега, низший по статусу, и нельзя позволять ему об этом забывать.
— Если вы осознали, что поступили необоснованно жестко по отношению к подчиненному, никогда не надо объясняться либо извиняться.
— Не стоит вестись на поводу у подчиненных и участвовать в распространении слухов о других коллегах либо позволять разлагать дух единства в коллективе. Подобные попытки должны жестко пресекаться.
— Не забывайте хвалить подчиненных за их заслуги.
— В присутствии руководителя сотрудники должны испытывать как минимум легкий трепет.
Управлять должны не какие-то случайные люди, а самые лучшие, обладающие необходимыми моральными качествами, способностями, знаниями и опытом. Выбирая лучших, с помощью конкурсного отбора, можно построить новое общество, основанное на меритократии — власти достойных.
Правильно построенная система управления государством должна быть направлена на выявление, назначение на руководящие должности и продвижение вверх самых лучших, наиболее достойных во всех отношениях граждан, и с другой стороны — не должна допускать на высокие должности тех, кто этих должностей объективно не достоин. Во многих странах при приёме на работу государственных и муниципальных служащих, а также в процессе их профессионального развития, используются разнообразные тесты. Они содержат критерии оценки уровня профессионализма, включая не только профессиональные критерии, но и деловые, морально-психологические (гуманность, этика поведения, стиль общения, справедливость, честность и др.), интегральные (включающие общую культуру, культуру мышления и речи, коммуникативность, авторитетность). В Японии одной из особенностей кадровой политики является система репутаций. Суть этой системы в том, что где бы ни работал сотрудник, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация порядочного, честного, трудолюбивого человека.